К 100-летию 1-й мировой. Эшелон шел на линию огня

автор
Записів: 67
Дата запису: 02.06.2014
Комментарів: 2

Пока кочегар вбрасывал уголь в топку, машинист Михаил Блинов стоял на подножке. Паровоз замедлил ход. Нужно поймать на ходу такой себе «путевой лист». Машинисту это удалось. Теперь он знает маршрут движения. За тендером локомотива – вереница «теплушек». Они буквально битком набиты людьми в серых шинелях. Солдаты едут на войну. Многие впервые, хотя среди этой массы попадаются и бывалые. У некоторых на поношенных гимнастерках по одному, а то и по два «Георгия». Их новобранцы слушают с большим интересом. Георгиевские кавалеры затягиваются самосадом и то с соседями по вагону общаются, то на вопросы отвечают.

Эшелон спешит на фронт. Машинист Михаил Блинов следит за приборами, посматривает за дорогой. Монотонный перестук на стыках рельсов. И так от Казатина до передовой. Она, оказалось, под Львовом. Еще один эшелон с пополнением провел на фронт машинист Блинов. Его отец Емельян тоже по Министерству путей сообщения проходил. Ладил технику в Новом Буге. Там в 1893 году и родился Михаил.

Старший из рода Блиновых был замечен в когорте симпатизирующих народовольцам. За это вынужден был раз в неделю отмечаться у пристава. Это плата за неблагонадежность. Не совсем понятно, как семье удалось покинуть Новый Буг и переехать на ст. Долгинцево. Емельяна Блинова взяли слесарем в депо, сын Михаил пошел учиться в Долгинцевское 2-классное железнодорожное училище. В 1905 году помогал забастовщикам. В их авангарде пребывал Емельян Блинов. К счастью, его до событий 1905-го и после них никто не трогал. В 1909 году Михаил начал слесарить вместе с отцом. Тот передавал сыну весь опыт. Он пригодится.

Сын в 1910 году работал на отведенном ему ремонтном участке депо ст. Долгинцево. Сам же мечтал о дороге. Учился на машиниста. По вечерам. В выходные дни просился дублером в рейс. Трудолюбивого парня брали охотно. И в топку уголек подбросит, и на рычаг гудка нажмет. Учился профессии настоящим образом. Железнодорожные чиновники из Екатеринослава задавали претенденту на должность машиниста много вопросов. Ответы слушали внимательно, а в итоге все признали, что Михаилу Блинову можно доверить управление паровозом.

В мае 1914 года он отправился в свой первый рейс. Дал прощальный гудок в Долгинцево, и стальная магистраль повела эшелон с криворожской рудой к домнам Юзовки. Таких рейсов провел несколько. Неожиданно Михаила Блинова исключили из списков паровозного резерва. Причина вполне оправданная. Молодого машиниста призвали в армию. Зачислили в железнодорожный батальон с местом дислокации в Хабаровске. С началом войны на западе вся Сибирь работала на оборону.

В апреле 1915 года железнодорожный батальон снялся с насиженного-наезженного места и перебазировался своим ходом на ст. Казатин Юго-Западной железной дороги. Она полностью перешла фактически в подчинение Юго-Западного фронта. Вот сюда и попал бывший слесарь, а потом машинист ст. Долгинцево Михаил Блинов. Водил воинские эшелоны вплоть до начала 1918 года. В 1916 году вывозил раненых из Волыни, там имел успех знаменитый в истории 1-й мировой войны Брусиловский прорыв. Вагоны в эшелоне Блинова для перевозки раненых не были приспособлены. Однако санитарных не хватало катастрофически. Вот и получалось, на фронт пополнение с полной амуницией и техникой доставляли, а назад - солдат, перевязанных бинтами.

В марте 1918 года Михаил Блинов вернулся на ст. Долгинцево. Паровозов там не хватало, и фронтовой машинист устроился слесарем. Потом взяли помощником машиниста. Во время оккупации Криворожья немецкими войсками отец и сыновья Блиновы пребывали в подполье. В боях гражданской войны все из этой семьи воевали на стороне красных. Михаил водил поезда по территории Херсонской, Екатеринославской, Одесской, Киевской губерний. Снова попал в Казатин, где еще по Первой мировой знал маршрут.

В начале 1920 года назначен комиссаром Казатинского участка службы тяги. Часто сам водил поезда. В одной из поездок локомотив наскочил на разобранный путь. В результате аварии криворожский железнодорожник погиб. Михаила Емельяновича с почестями похоронили на местном кладбище, установили памятник.

Володимир Бухтіяров, "Червоний гірник"

 

2 коментаря

Останні записи в блогах