К 100-летию Первой мировой. Криворожский кексгольмовец

автор
Записів: 67
Дата запису: 15.07.2014
Комментарів: 2

Он провел рукой по листку бумаги. Поправил. Знал, о чем напишет. Поэтому нерешительно обмакнул ручку в чернильницу. Прокофий Емельянович своим заявлением просил уволить его с должности начальника паровозного депо ст. Мариуполь.

Октябрь только начинался. Октябрь 1931 года. Перед тем много думал. Все-таки не юноша. Как говорят, четвертый десяток разменял. За плечами две войны. Непростое решение. Вот так бросить, написать заявление на увольнение с солидной должности. И все-таки Прокофий Блинов уверенно обмакнул ручку в чернила. Уже утром доставил написанное им собственноручно заявление в отделение Сталинской железной дороги.

Все объяснялось довольно просто. Железнодорожник Прокофий Блинов решил стать студентом Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта. Пришлось убеждать руководство дороги. Такого специалиста отпускать не хотели. Прокофий Емельянович все-таки смог добиться своего и уехать на вступительные экзамены.

Всякая биография начинается со дня рождения. Вот и указал: 27 февраля 1898 года. Тут же добавил: из семьи железнодорожника. Отец – рабочий пути на ст. Моисеевка Екатерининской железной дороги.

У Емельяна Блинова Прокофий – третий сын. Именно тогда зарождалась династия криворожских железнодорожников. Эта семья воспитала много специалистов отрасли. И они до сих пор работают на разных дорогах бывшего Союза. Основу всему этому заложил простой крестьянский мужик из села Луговиновка, что в Полтавской губернии, Емельян Семенович Блинов (1858-1925). Он-то считался одним из первых железнодорожников по всей Украине. В профессию вошел еще в 1872 году. Работал путевым обходчиком на станциях Кременчуг, Новый Буг, Моисеевка.

С 1901 года Емельян Блинов возглавлял бригаду службы пути ст. Долгинцево. Растил сыновей – смену свою: Ивана, Михаила, Прокофия и Иосифа. Все пошли по стопам отца, а свой железнодорожный путь все братья начали на ст. Долгинцево.

В 1908 году отец отправил Прокофия на учебу в Долгинцевское железнодорожное училище. Что-то похожее на семилетку. Прокофий учился там до 1915 года. Вышел хорошо подготовленным слесарем железнодорожного хозяйства и помощником машиниста паровоза. На западе уже шла большая война. Парня взяли в паровозное депо сначала ремонтником, а потом, когда опытные машинисты вошли в состав фронтовых бригад, Прокофия Блинова зачислили помощником машиниста паровоза. Криворожские паровозные бригады водили эшелоны с новобранцами из Екатеринослава до Киева. Тогда Прокофий Блинов вместе с другими железнодорожниками получил свою первую награду – медаль «За труды по мобилизации».

Давно наша земля не видела такого массового перемещения людей. И все в единой форме. А как же иначе. Основными пассажирами тех лет были военные. Они либо ехали на фронт, либо возвращались с линии противостояния. «Броню» с железнодорожника Блинова сняли в конце ноября 1916 года. Никто не обратил внимания на его профессию. Словом, криворожанина определили в пехоту. Правда, в элитную. Зачислили рядовым в лейб-гвардии Кексгольмский полк. Он уже успел повоевать на Северо-Западном фронте и в Восточной Пруссии. Вот, где кровь лилась славянская. И все из-за бездарности высших командиров.

Во всех боях кексгольмцы стояли насмерть. Лейб-гвардейцы ведут свою историю от 1710 года. Полк создан по личному распоряжению императора Петра І. Его штыки изрывали мундиры шведов, турок, французов, вот теперь немцев и австрийцев.

По случаю 200-летия прославленного полка родились эти строчки:

Гремят барабаны, кексгольмцы идут,

Про жизнь боевую, про славу поют.

Их строй богатырский железной стеной

Вперед надвигает девятой волной.


 

Их штык молодецкий на солнце блестит,

Под 200 уж лет, как врагам он грозит.

Их крик пред атакой – раскат громовой,

Не смерть – так победа, не мертв – так герой!

На момент прибытия на фронт криворожанина Прокофия Блинова Кексгольмским полком командовал барон Николай Штакельберг (1870-1956). Владел имением на территории Царства Польского. Окончил Петербуржское юнкерское училище и Офицерскую школу. Его можно считать ветераном лейб-гвардии Кексгольмского полка. Служил в нем с 1894 года сначала унтер-офицером, а потом и подпоручиком, и далее его аттестовали на очередные звания как гвардейца-кексгольмца. В 1902 году – штабс-капитан, в 1906 – капитан, в 1913 – полковник, в 1916 году – генерал-майор.

Как раз в декабре того же года и взял в руки винтовку Прокофий Блинов. Эту маршевую роту сопровождал лично генерал Штакельберг. На его новеньком мундире красовался орден св. Георгия. За летнюю кампанию, которая вошла в историю как Брусиловский прорыв. Полк Николая Штакельберга прорвал тогда австрийский фронт у деревни Трыстень (15.07.1916 г.). Позже Николай Иванович воевал в белых армиях, некоторое время жил в своем польском поместье, а после 1944 года уехал в Австралию, где и похоронен на мемориальном кладбище в Мельбурне.

Прокофий Блинов отличился в боях за Лодзь. Там заслужил медаль «За храбрость» 4 ст., а еще ему прямо в окопах вручили знак лейб-гвардии Кексгольмского полка для нижних чинов. Каждый солдат этого полка гордился тем, что служил в этой части.

После февральских событий 1917 года Кексгольмский полк перебросили в Петроград. Часть вскоре раскололась на две половины. По политике. Офицеры и многие солдаты остались верны Временному правительству. Большая часть солдат поддерживала большевиков. Унтер-офицер Блинов принял сторону последних. Ходил по улицам Петрограда в составе патруля. Город захлестнула преступность. Вчерашние окопники, едва отмывшись от вшей, стали грозой налетчиков и защитой простому населению.

В годы гражданской войны Прокофий Блинов водил паровозы в составе 17-го железнодорожного батальона. В армии служил до 1923 года. Потом несколько лет работал машинистом паровоза депо ст. Долгинцево. С 1927 по 1931 годы поочередно возглавлял коллективы депо ст. Сталино, Мушкетово, Мариуполь. Вот тогда решился написать заявление и уехать на учебу в профильный институт.

Прокофий Емельянович всю жизнь отдал любимому делу. Годы пролетели под стук колес. Он провожал эшелоны с перрона на ст. Синельниково, Джанкой, Жан-Арк (Карагандинская ж/д), Раздельная (после Победы), Баглей, Лошкаревка. В годы войны потерял единственного сына. Иван погиб на Курской дуге.

Почетный железнодорожник П.Е. Блинов отмечен орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Умер в 1966 году. Криворожанин похоронен в Днепропетровске.

Володимир Бухтіяров, "Червоний гірник".

 

2 коментаря

Останні записи в блогах